Служба здоровья образовательных учреждений Служба здоровья образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Сегодня:
главная > архив >2-я конференция
 

Отчет о Второй городской научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

30 ноября 2007 года В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась Вторая научно-практическая конференция "Служба здоровья в образовательных учреждениях".

Для участия в пленарном заседании зарегистрированы 117 представителей образовательных учреждений из 17 районов Санкт-Петербурга и 26 гостей – представителей городских и районных органов исполнительной власти, научных учреждений (Комитета по образованию, Комитета по зраво-охранению, НМЦ 5 районов, ППМС-центров 2-х районов, СПбАППО, МАПО), всего 143 человека. При регистрации участники конференции получили пакет материалов для работы на конференции

Открыла конференцию и вела пленарное заседание научный руководитель городского эксперимента, докторант СПбАППО, к.п.н. М.Г. Колесникова. С приветственным словом к участникам конференции обратились: Е.Б. Спасская, к.п.н., первый заместитель председателя Комитета по образованию и С.В. Алексеев, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе СПбАППО.

На пленарном заседании выступили с докладами:

  • И.Ю. Алексашина, д.п.н., профессор, проректор по научной работе СПбАППО «Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в инновационном образовательном пространстве»;
  • С.В. Рычкова, к.м.н., доцент, гл. специалист Комитета по здравоохранению Правительства СПб «Межведомственное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья детей»;
  • М.Г. Колесникова, к.п.н., доцент, научный руководитель проекта «Итоги и перспективы городского эксперимента по апробации организационно-функциональной модели службы здоровья в ОУ СПб»;
  • Ю.Б. Севастьянова, директор ГОУ СОШ №280 Адмиралтейского р-на «Опыт создания и деятельности службы здоровья в экспериментальных школах».
  • С.А. Черных, зам. директора ГОУ СОШ №391 Красносельского р-на «Предпосылки построения здоровьесозидающей среды образовательного учреждения»

Во время перерыва был проведен социологический опрос участников, со стендовыми докладами выступили представители всех шести экспериментальных школ и пяти школ, подключающихся к эксперименту.

Анализ результатов социологического опроса участников конференции показал следующее:

  1. В конференции принимают участие ОУ, заинтересованные в решении проблемы здоровья участников образовательного процесса и имеющие опыт в этой области: практически все респонденты указали, что их ОУ имеет инновационный опыт в данной области, 63,3% работают в ОУ, имеющем статус экспериментальной площадки, школы-лаборатории или ресурсного центра; 45,5% – в ОУ создана служба здоровья.
  2. Из компонентов здоровьесозидающей среды ОУ в среднем реализуется 41% компонентов. Чаще всего реализуются компоненты внутренней среды (60,1%) и повышение культуры здоровья учащихся и педагогов (63%). Проблемой является создание условий для коррекции нарушений здоровья учащихся, систематизация деятельности ОУ (указали 33% и 39% респондентов).
  3. Подавляющее большинство ОУ (84%) в целом готовы к сетевому взаимодействию по решению данной проблемы: более трети из них готовы безусловно (36,8%), остальные нуждаются для этого в определенной поддержке; только 15,8% указали, что они скорее не готовы к участию в сети.
  4. ОУ нуждаются практически во всех организационных формах сетевого взаимодействия, которые может обеспечить координационный центр (наименьшее значение выбранной формы взаимодействия – 31,8%).
  5. Наиболее актуальными возможностями сетевого взаимодействия ОУ полагают межведомственное взаимодействие с социальными партнерами, работающими в области обеспечения здоровья (75% ответов) и повышение квалификации работников ОУ (72,7%). (Анализ результатов pdf - 87kb )

На конференции состоялось 4 секции:

  • Организация сетевого взаимодействия ОУ по обеспечению деятельности Службы здоровья
  • Организация взаимодействия специалистов служб здоровья ОУ (психологическое и социально-педагогическое направления)
  • Организация взаимодействия специалистов служб здоровья ОУ (медицинское, валеологическое и физкультурное направления)
  • Создание единой информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей деятельность служб здоровья ОУ

В работе секций приняли участие 102 человека. Состоялось обсуждение проекта рекомендаций конференции. Участники конференции одобрили деятельность экспериментальных школ и дополнили проект рекомендаций.

Резолюция Второй городской научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

  1. В основных нормативных документах образования законодательно закреплено, что понятие высокого качества образования включает в себя такие категории, как здоровье и благополучие учащихся (воспитанников). В научных и образовательных учреждениях Санкт-Петербурга накоплен значительный и разнообразный опыт инновационной здоровьесозидающей деятельности. Однако согласованная деятельность профильных ведомств, образовательных учреждений и специалистов практически отсутствует.
  2. Основным результатом городского эксперимента по апробации организационно-функциональной модели Службы здоровья образовательного учреждения является разработка и экспериментальная апробация технологии создания Службы здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) на основе сетевого взаимодействия ОУ, имеющих разные стартовые возможности.
  3. Эксперимент показал высокую результативность созданной технологии для всех экспериментальных ОУ. Предъявление промежуточных результатов эксперимента получило позитивный резонанс в образовательной системе Санкт-Петербурга, что привело к расширению числа образовательных учреждений, создающих службе здоровья и участвующих в едином мониторинге здоровьесозидающей среды ОУ.
  4. На первой городской научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждений Санкт-Петербурга» (СПбАППО, 17.11.2006г.) выявлена высокая степень готовности образовательного сообщества Санкт-Петербурга к консолидации усилий по построению здоровьесозидающей образовательной среды в системе образования города.
  5. Однако для этого необходима нормативная, административная и научно-методическая поддержка. Сложившаяся ситуация требует консолидированных мер для реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы здоровья участников образовательного процесса.
  6. Необходимо сохранение и увеличение в образовательных учреждениях штатных единиц специалистов здоровьесозидающих специальностей (учителей физической культуры, педагогов-валеологов, педагогов-психологов, социальных и коррекционных педагогов), а также введение в штата образовательного учреждения педиатра и медицинской сестры вне зависимости от численности учащихся.
  7. Необходимо также сетевое взаимодействие ОУ, решающих проблемы здоровья участников образовательного процесса. Создание сети ОУ позволит оптимизировать здоровьесозидающую деятельность ОУ за счет эффективной организации научно-методического сопровождения, включения ОУ в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместных ресурсам, взаимообмена опытом, выстраивания межотраслевого и межведомственного социального партнерства, отслеживания результативности деятельности на основе единого мониторинга, расширение влияния на общественное сознание.
  8. Оптимальной формой организации сетевого взаимодействия может стать создание региональной общественной организации «Ассоциация Службы здоровья образовательных учреждений Санкт-Петербурга». Структурным основанием обеспечения взаимодействия может служить создание сети городского и районных ресурсных центров на базе ОУ – наиболее успешных участников городского эксперимента. Целесообразно выстроить взаимодействие ОУ по следующей цепочке: ОУ – НМЦ района – СПбАППО. Районные ресурсные центры необходимо специализировать по отдельнмым направлениям деятельности службы здоровья.
  9. Необходимо сохранить и утвердить СПбАППО в статусе координационного и научно-методического центра сетевого взаимодействия ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
  10. Необходимо создать единую информационную базу данных, включающую опыт ОУ СПб. В базе необходимо разместить информацию о проектах, на основании знакомства с которыми ОУ могло бы присоединиться к интересующим проектам и осуществлять доступ к совместным информационным ресурсам.
  11. Необходимо привлекать к совместным проектам специалистов (кураторов) от комитетов Правительства СПб (по молодежной политике, по физкультуре и спорту и т.п.).
  12. Физическая культура является неотъемлемой частью здорового образа жизни, однако оснащение спортивных залов, программа физподготовки и оценочные нормативы не соответствуют реалиям и функциональным возможностям современных школьников. Необходимо решать вопрос об оснащении спорт залов нетравматичным оборудованием, больше использовать игровых и развивающих технологий в уроках физкультуры.
  13. Важным и нерешенным вопросом остается проблема здоровья педагогов. Этот аспект должен быть отдельным направлением деятельности Службы здоровья.