|
Отчет о Второй городской научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»
30 ноября 2007 года В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась Вторая научно-практическая конференция "Служба здоровья в образовательных учреждениях".
Для участия в пленарном заседании зарегистрированы 117 представителей образовательных учреждений из 17 районов Санкт-Петербурга и 26 гостей – представителей городских и районных органов исполнительной власти, научных учреждений (Комитета по образованию, Комитета по зраво-охранению, НМЦ 5 районов, ППМС-центров 2-х районов, СПбАППО, МАПО), всего 143 человека. При регистрации участники конференции получили пакет материалов для работы на конференции
Открыла конференцию и вела пленарное заседание научный руководитель городского эксперимента, докторант СПбАППО, к.п.н. М.Г. Колесникова. С приветственным словом к участникам конференции обратились:
Е.Б. Спасская, к.п.н., первый заместитель председателя Комитета по образованию и С.В. Алексеев, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе СПбАППО.
На пленарном заседании выступили с докладами:
- И.Ю. Алексашина, д.п.н., профессор, проректор по научной работе СПбАППО «Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в инновационном образовательном пространстве»;
- С.В. Рычкова, к.м.н., доцент, гл. специалист Комитета по здравоохранению Правительства СПб «Межведомственное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья детей»;
- М.Г. Колесникова, к.п.н., доцент, научный руководитель проекта «Итоги и перспективы городского эксперимента по апробации организационно-функциональной модели службы здоровья в ОУ СПб»;
- Ю.Б. Севастьянова, директор ГОУ СОШ №280 Адмиралтейского р-на «Опыт создания и деятельности службы здоровья в экспериментальных школах».
- С.А. Черных, зам. директора ГОУ СОШ №391 Красносельского р-на «Предпосылки построения здоровьесозидающей среды образовательного учреждения»
Во время перерыва был проведен социологический опрос участников, со стендовыми докладами выступили представители всех шести экспериментальных школ и пяти школ, подключающихся к эксперименту.
Анализ результатов социологического опроса участников конференции показал следующее:
- В конференции принимают участие ОУ, заинтересованные в решении проблемы здоровья участников образовательного процесса и имеющие опыт в этой области: практически все респонденты указали, что их ОУ имеет инновационный опыт в данной области, 63,3% работают в ОУ, имеющем статус экспериментальной площадки, школы-лаборатории или ресурсного центра; 45,5% – в ОУ создана служба здоровья.
- Из компонентов здоровьесозидающей среды ОУ в среднем реализуется 41% компонентов. Чаще всего реализуются компоненты внутренней среды (60,1%) и повышение культуры здоровья учащихся и педагогов (63%). Проблемой является создание условий для коррекции нарушений здоровья учащихся, систематизация деятельности ОУ (указали 33% и 39% респондентов).
- Подавляющее большинство ОУ (84%) в целом готовы к сетевому взаимодействию по решению данной проблемы: более трети из них готовы безусловно (36,8%), остальные нуждаются для этого в определенной поддержке; только 15,8% указали, что они скорее не готовы к участию в сети.
- ОУ нуждаются практически во всех организационных формах сетевого взаимодействия, которые может обеспечить координационный центр (наименьшее значение выбранной формы взаимодействия – 31,8%).
- Наиболее актуальными возможностями сетевого взаимодействия ОУ полагают межведомственное взаимодействие с социальными партнерами, работающими в области обеспечения здоровья (75% ответов) и повышение квалификации работников ОУ (72,7%). (Анализ результатов pdf - 87kb )
На конференции состоялось 4 секции:
- Организация сетевого взаимодействия ОУ по обеспечению деятельности Службы здоровья
- Организация взаимодействия специалистов служб здоровья ОУ (психологическое и социально-педагогическое направления)
- Организация взаимодействия специалистов служб здоровья ОУ (медицинское, валеологическое и физкультурное направления)
- Создание единой информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей деятельность служб здоровья ОУ
В работе секций приняли участие 102 человека. Состоялось обсуждение проекта рекомендаций конференции. Участники конференции одобрили деятельность экспериментальных школ и дополнили проект рекомендаций.
Резолюция Второй городской научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»
- В основных нормативных документах образования законодательно закреплено, что понятие высокого качества образования включает в себя такие категории, как здоровье и благополучие учащихся (воспитанников). В научных и образовательных учреждениях Санкт-Петербурга накоплен значительный и разнообразный опыт инновационной здоровьесозидающей деятельности. Однако согласованная деятельность профильных ведомств, образовательных учреждений и специалистов практически отсутствует.
- Основным результатом городского эксперимента по апробации организационно-функциональной модели Службы здоровья образовательного учреждения является разработка и экспериментальная апробация технологии создания Службы здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) на основе сетевого взаимодействия ОУ, имеющих разные стартовые возможности.
- Эксперимент показал высокую результативность созданной технологии для всех экспериментальных ОУ. Предъявление промежуточных результатов эксперимента получило позитивный резонанс в образовательной системе Санкт-Петербурга, что привело к расширению числа образовательных учреждений, создающих службе здоровья и участвующих в едином мониторинге здоровьесозидающей среды ОУ.
- На первой городской научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждений Санкт-Петербурга» (СПбАППО, 17.11.2006г.) выявлена высокая степень готовности образовательного сообщества Санкт-Петербурга к консолидации усилий по построению здоровьесозидающей образовательной среды в системе образования города.
- Однако для этого необходима нормативная, административная и научно-методическая поддержка. Сложившаяся ситуация требует консолидированных мер для реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы здоровья участников образовательного процесса.
- Необходимо сохранение и увеличение в образовательных учреждениях штатных единиц специалистов здоровьесозидающих специальностей (учителей физической культуры, педагогов-валеологов, педагогов-психологов, социальных и коррекционных педагогов), а также введение в штата образовательного учреждения педиатра и медицинской сестры вне зависимости от численности учащихся.
- Необходимо также сетевое взаимодействие ОУ, решающих проблемы здоровья участников образовательного процесса. Создание сети ОУ позволит оптимизировать здоровьесозидающую деятельность ОУ за счет эффективной организации научно-методического сопровождения, включения ОУ в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместных ресурсам, взаимообмена опытом, выстраивания межотраслевого и межведомственного социального партнерства, отслеживания результативности деятельности на основе единого мониторинга, расширение влияния на общественное сознание.
- Оптимальной формой организации сетевого взаимодействия может стать создание региональной общественной организации «Ассоциация Службы здоровья образовательных учреждений Санкт-Петербурга». Структурным основанием обеспечения взаимодействия может служить создание сети городского и районных ресурсных центров на базе ОУ – наиболее успешных участников городского эксперимента. Целесообразно выстроить взаимодействие ОУ по следующей цепочке: ОУ – НМЦ района – СПбАППО. Районные ресурсные центры необходимо специализировать по отдельнмым направлениям деятельности службы здоровья.
- Необходимо сохранить и утвердить СПбАППО в статусе координационного и научно-методического центра сетевого взаимодействия ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
- Необходимо создать единую информационную базу данных, включающую опыт ОУ СПб. В базе необходимо разместить информацию о проектах, на основании знакомства с которыми ОУ могло бы присоединиться к интересующим проектам и осуществлять доступ к совместным информационным ресурсам.
- Необходимо привлекать к совместным проектам специалистов (кураторов) от комитетов Правительства СПб (по молодежной политике, по физкультуре и спорту и т.п.).
- Физическая культура является неотъемлемой частью здорового образа жизни, однако оснащение спортивных залов, программа физподготовки и оценочные нормативы не соответствуют реалиям и функциональным возможностям современных школьников. Необходимо решать вопрос об оснащении спорт залов нетравматичным оборудованием, больше использовать игровых и развивающих технологий в уроках физкультуры.
- Важным и нерешенным вопросом остается проблема здоровья педагогов. Этот аспект должен быть отдельным направлением деятельности Службы здоровья.
|