Методология Службы здоровья
Созидающие подходы к обеспечению здоровья человека в системе образования:
- холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
- культурологический подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
- средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека.
Принципы деятельности Cлужбы здоровья ОУ:
- принцип совместной профессиональной деятельности, который предполагает, что построение открытой здоровьесозидающей среды ОУ должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирования единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов;
- принцип командного взаимодействия (кооперации), который предполагает, что Cлужба здоровья является командой, т.е. относительно автономным коллективом профессионалов, способным принципиально изменить качество образовательной среды;
- принцип паритета деятельности специалистов, который предполагает построение горизонтальной структуры Cлужбы здоровья с учетом определения специфики функций каждого специалиста разного профиля в рамках единой организационно-функциональной модели; наличие организационных звеньев службы, на которые возлагаются определенные компетенции – полномочия и ответственность;
- принцип вертикального управления, в основе которого лежит понимание того, что создание Cлужбы здоровья относится к системным управленческим преобразованиям и требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры, возможно, как подразделения ОУ;
- принцип сетевого взаимодействия, который требует выстраивания взаимосвязей между ОУ или их подразделениями, создания единого информационно-коммуникационного пространства;
- принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно-государственного управления образовательным учреждением.
Технология создания службы здоровья ОУ:
- разработка и утверждение в ОУ внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность Cлужбы здоровья в зависимости от условий конкретного ОУ;
- подготовка команды специалистов Cлужбы здоровья в рамках повышения квалификации по долгосрочной образовательной программе; педагоги-валеологи, кроме того, должны приобрести эту специальность на основе переподготовки по направлению «Педагогика здоровья»;
- проектирование деятельности Cлужбы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды: выявление проблем и ресурсов ОУ в сопоставлении с общей региональной базой данных и построение целевой программы деятельности;
- подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и обучающих семинаров;
- организация сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ как ресурс конструирования здоровьесозидающей образовательной среды (вернуться...).